Новгородские ведомости - Анатолий Осипов: Знак качества

01.04.2013

Минобразования разработало проект концепции профессионального стандарта педагогов. Проект концепции опубликован на сайте ведомства для общественного обсуждения. Введение новых требований в текущем году будет поэтапным (с учетом различного уровня квалификации педагогов).

Новгородские ведомости

Обязательным для всех стандарт станет с сентября 2014 года.

Свое отношение к стандартизации деятельности высказал председатель комитета образования области Анатолий ОСИПОВ.

— Эффективный контракт, профессиональные стандарты — это все, как ни крути, попытка определить для педагогов, что они должны уметь, знать, давать детям, родителям и себе. Не проще ли все эти требования прописать в должностных инструкциях и не мучить учителей кучей непонятных нормативных документов?

— Концепция — это отнюдь не прихоть чиновников от образования. Минтруда требует принятия стандартов для каждой специальности. Причем разрабатывать их должны были сами профессиональные сообщества. Поэтому-то проект документа для педагогов создавался рабочей группой при Министерстве образования и науки.

Вообще же, понятия «эффективный контракт» и «профессиональные стандарты» вошли в наш обиход именно в связи с потребностью педагогического сообщества найти ответы на актуальные вопросы: каковы параметры и процедуры оценки эффективной работы учителя? И какие условия должны быть созданы для того, чтобы воспитатель или учитель с опытом, наработками, творчеством мог не думать о дополнительном заработке и сосредоточиться только на работе?

— В опубликованных материалах по стандарту говорится, что педагоги должны обладать методикой подачи предмета. Но сейчас в вузах учебных часов на методику или вообще нет, или очень мало. Многие молодые специалисты знают свой предмет, но не умеют его подать детям. Значит, они не соответствуют стандарту и не могут преподавать?

— Мой многолетний опыт работы в качестве учителя и руководителя образовательного учреждения подсказывает: какие бы хорошие знания по методике ни давали в высшем учебном заведении, стать высококвалифицированным специалистом можно только в реальной педагогической деятельности. И определяющей здесь является та атмосфера, в которую погружается молодой учитель после окончания учебного заведения.

Главная особенность стандарта — нацеленность на получение новых образовательных результатов: не только предметных, но и метапредметных, и личностных. Результатом должно быть не освоение переданных учителем сведений, а формирование универсальных учебных действий, которые дети смогут применить в разных областях знаний и в жизненных ситуациях. Задача любого урока состоит не в накоплении учащимися информации, а в освоении способов действия. Соответственно, не методикой подачи предмета должен владеть педагог, а научить детей учиться. Именно на это и должно быть нацелено педагогическое образование.

Говоря о совершенствовании подготовки будущих педагогов, здесь, на мой взгляд, главное — научить их показывать детям связь фундаментальных наук с жизнью. Профессиональный стандарт отвечает не столько на вопрос: «Чему нужно учить будущих педагогов?», сколько на вопрос: «Как они должны работать и какие результаты давать?». Ну и наконец, я думаю,  создатели документа не исключают возможности изменения системы подготовки в педвузах.

— Стандарт предполагает, что у педагога должно быть высшее профессиональное образование. Что делать с учителями, закончившими колледж? Учить дальше? За чей счет?

— В обсуждаемой концепции содержания профессионального стандарта педагога действительно указывается, что он должен иметь высшее образование, а тем, кто имеет среднее специальное образование и работает в настоящее время, «должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности».

Думаю, суть заключается не столько в получении диплома, сколько в готовности работающих педагогов к решению новых задач, определенных профессиональным стандартом. В этом смысле речь может идти, в том числе, о специальной переподготовке или повышении квалификации таких специалистов. Поскольку в концепции выделены конкретные умения, которыми они должны владеть, надо просто внести соответствующие коррективы в действующие сейчас программы обучения, в их цели, содержание и планируемые результаты.

Например, в связи с введением федеральных государственных стандартов начального и основного общего образования с 2010 года в Новгородской области осуществляется специальная массовая подготовка учителей к их внедрению через курсы повышения квалификации. При этом на такую подготовку выделяются целевые средства из федерального и областного бюджетов. Такой же подход возможен и при переходе на стандарт.

Что касается учителей, окончивших колледжи, то они могут быть приняты на работу в соответствии с Трудовым кодексом и с квалификационными требованиями по должностям. Возможности и условия получения ими в дальнейшем высшего образования определены законом «Об образовании в Российской Федерации».

— Что даст принятие профессиональных стандартов самим педагогам, учащимся и родителям учащихся?

— Для детей, их мам и пап стандарт будет полезен тем, что станет учитывать особенности и уровень образовательных заведений. Оценивать выполнение стандарта будут в зависимости от контингента учеников. На мой взгляд, очень важно, что стандарт учитывает разницу в уровне подготовки.

Педагогам профессиональный стандарт необходим, чтобы точно знать, чего от них ждут учащиеся и их родители. И за что они получают свою зарплату, а получать деньги учитель должен не за собственные знания и умения, а за конкретную пользу, которую он приносит ученикам.

Людмила ДАНИЛКИНА

#образование53

« Список записей

 

Панель управления сайтом

Имя пользователя:
Пароль: