Учительская газета - Анатолий Осипов: Миссия выполнима!

26.02.2014

В феврале 2014 года исполняется год с момента создания новой организации – областного общественного совета при департаменте образования, науки и молодежной политики Новгородской области. Зачем был нужен общественный совет? Оправдал ли он надежды, которые на него изначально возлагались? Какие проблемы возникли в ходе деятельности совета? Обо всем этом рассказывает начальник департамента образования, науки и молодежной политики Новгородской области Анатолий ОСИПОВ.

В феврале 2014 года исполняется год с момента создания новой организации – областного общественного совета при  департаменте образования, науки и молодежной политики Новгородской области. Зачем был нужен общественный совет? Оправдал ли он надежды, которые на него изначально возлагались? Какие проблемы возникли в ходе деятельности совета? Обо всем этом рассказывает начальник департамента образования, науки и молодежной политики Новгородской области Анатолий ОСИПОВ.

-- Анатолий Алексеевич, идея общественных советов в принципе не нова. В Новгородской области, в частности, лет пять-шесть тому назад были созданы общественные советы. Но все - на уровне муниципалитетов. И, к сожалению, не все до сих пор активны. Областной же общественный совет, организованный при вашем департаменте – для области решение авангардное.

-- Чуть раньше нашего появился лишь областной общественный совет при департаменте социальной защиты населения Новгородской области. Мы действительно стали одними из первых, а первым всегда трудно. В чем-то опыт департамента социальной защиты населения нам помог. У нас много общего: ведь по сути задача практически всех учреждений образования – оказывать социальные услуги.

-- Как выбирались кандидатуры в общественный совет?

-- Был проведен своеобразный конкурс. Участие в нем было добровольным. Кандидаты вначале заполняли анкеты на сайте нашего департамента. Среди них были и самовыдвиженцы.

Затем проводилось общественное голосование. В финале из числа победителей департамент образования, науки и молодежной политики выбрал 18 членов общественного совета.

Таким образом, в совет вошли очень активные и уважаемые новгородцы, представляющие самые разные интересы местного сообщества. Не все эти люди, кстати, напрямую связаны с системой образования. Председателем общественного совета избрана Татьяна Алексеева -- руководитель учебно-методической лаборатории мониторинга качества образования Новгородского института развития образования. Заместитель председателя общественного совета Евгений Терлецкий является председателем совета «Молодёжное правительство» при Администрации Новгородской области. Среди других членов совета, например – директор школы №20 Великого Новгорода и победитель областного конкурса «Учитель года»-2012 Татьяна Комогорцева, руководитель отдела по работе с приемными семьями областного благотворительного фонда помощи детям «Чужих детей не бывает» Елена Величко, директор Центра региональных проблем образования взрослых НовГУ Роза Шерайзина,  председатель Новгородской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Надежда Филина. В совете есть представители общественных организаций по вопросам образования, представители органов управления образованием,  педагоги, ветераны педагогического труда, представители предприятий, руководители профессиональных образовательных организаций, директора образовательных учреждений.

-- Чем конкретно занимался совет в течение прошедшего года?

-- Уже на первом заседании совета были определены темы, которые будет рассматривать эта организация, и составлен план работы. Первоначально наш департамент предложил общественному совету рассмотреть те программы, которые у нас находятся в разработке или готовятся к принятию. Так в спектр тем для рассмотрения общественным советом вошли проект «России важен каждый ребенок!»,  областной проект целевой программы «Развитие профессионального образования в Новгородской области». Большой интерес членов совета вызвал план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы Новгородской области, направленные на повышение эффективности образования. Члены совета рассматривали и вопрос об участии Новгородской области в государственной программе «Доступная среда».

Кроме этого, члены общественного совета занимаются экспертизой ряда документов, которые департамент образования, науки и молодежной политики Новгородской области представляет на обсуждение регионального правительства. В качестве общественных экспертов члены совета присутствуют на заседании правительства и высказывают свое мнение по обсуждаемому вопросу.

В течение четырех месяцев – главным образом летом – члены общественного совета проводили еще один вид общественной экспертизы -- оценку деятельности учреждений, подведомственных департаменту образования, науки и молодежной политики Новгородской области.

В числе таких учреждений, например, ОАОУДОД «Детский морской центр «КЮМ», Новгородский институт развития образования, детские дома, школы-интернаты, профессиональные училища, техникумы, колледжи, специальные (коррекционные) общеобразовательные школы, центры психолого-медико-социального сопровождения, центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции, школа-интернат с углубленным изучением предметов спортивного профиля.

Именно на общественном совете был сформирован перечень организаций для проведения оценки качества их работы на основе изучения результатов общественного мнения. Совет, кроме того, рассмотрел и утвердил критерии и порядок проведения независимой экспертизы.

Был определен график выезда всех членов совета в образовательные организации. В часы работы образовательной организации они приходили в качестве сторонних посетителей, например, говорили, что хотят устроить ребенка учиться или получить тот или иной вид социальной услуги.

-- Что при этом оценивалось, каковы были критерии?

-- Были определены следующие критерии: открытость и доступность информации об организации; комфортность условий и доступность получения услуг; наличие в учреждении собственной (внутренней) системы контроля за качеством предоставления социальных услуг; удовлетворенность получателей качеством предоставления услуг в учреждении.

                Большая часть этих сведений изучалась по наличию на информационных стендах в учреждении документов, рассказывающих о его услугах, по материалам, опубликованным на сайтах учреждений. Критерий «доля получателей услуг, удовлетворенных качеством обслуживания в учреждении» определялась на основании проведения опроса граждан - получателей социальных услуг-- с помощью анкет.

Таким образом, задача была -- не оценить, скажем, педагогическую деятельность конкретной образовательной организации, а описать впечатление самого обыкновенного посетителя, который хочет получить услугу от этой организации. А этот посетитель оценивает все: от чисто внешнего вида учреждения до доступности информации о его услугах. 

-- Как раз в летнее время проверка общественного совета, очевидно, совпала с проверкой подведомственных учреждений комиссии департамента образования, науки и молодежной политики Новгородской области…

-- И тут оказались видны разные задачи этих проверок! Готовность учреждения к учебному году, состояние кабинетов, столовых, библиотек, спортивных залов, качество обучения – все это -- в компетенции проверяющей комиссии департамента. А общественный совет оценивал не то, что находится «за кулисами» учреждения или составляет содержание его работы, а то, что в первую очередь бросается любому посетителю в глаза.

Например, – наличие вывески с наименованием, наличие на стендах информации для потребителей, копии лицензии, копии свидетельства об аккредитации, наличие правил приема в это учреждение, положения о платных услугах -- то, что должно быть видимо для любого пользователя услуг. Наличие в учреждениях внутренней системы контроля за качеством образования члены совета опять-таки отмечали, но не анализировали. Если учреждение занимается оцениванием удовлетворенности потребителей, члены совета интересовались, каким образом эта оценка осуществляется.

На последнем заседании общественного совета перед Новым годом были подведены итоги оценки качества работы подведомственных департаменту учреждений по указанным критериям.

-- Эти данные на что-то повлияли?

-- Во-первых, по результатам оценивания был выстроен рейтинг. Данные рейтинга обнародованы на сайте департаментаобразования, науки и молодежной политики.Если говорить о результатах -- четыре учреждения выполнили все условия оценивания на 100 процентов. Большая  часть получила оценку «от 70 до 90 процентов». В то же время есть учреждения, где не дотянули даже до 50 процентов. В департаменте было проведено совещание с руководителями подведомственных образовательных учреждений, на котором данные этого рейтинга широко обсуждались. Конечно, это заставило активизироваться тех, кто занял в рейтинге невысокое место.

Общественный совет также подготовил справку для руководства департаментаобразования, науки и молодежной политики, в которой проанализировал данные рейтинга. Этот анализ тоже обсуждался на совещании с руководителями учреждений. В анализе, в частности, были даны рекомендации департаменту оказать помощь тому или иному учреждению, которое не может справиться с проблемами самостоятельно. Например, сейчас существует сложная ситуация в ряде учреждений, связанная с созданием условий для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Если муниципальные учреждения вошли в разные программы, направленные на решение этой проблемы, то для областных учреждений эта задача еще не полностью решена. И общественный совет предложил департаменту оказать необходимую помощь учреждениям, например, выделять средства на устройство пандусов и других приспособлений для лиц с ОВЗ.

Результаты независимой оценки общественного совета были учтены и при заключении эффективных контрактов с руководителями образовательных организаций..

-- Как Вы считаете -- за год работы цель, поставленная перед общественным советом, достигнута? Показал ли опыт, что совет действительно несет дополнительную и действенную контролирующую функцию?

-- Я считаю, да, и, кроме того, есть еще немаловажный результат -- благодаря совету  широкая общественность получает подробную информацию о состоянии системы образования.

-- А проблемы за год работы обнаружились? Болевые точки?

-- Организационных проблем, пожалуй, нет. В нашем департаменте совету помогают координатор в лице моего первого заместителя, начальник правового отдела и все, от кого еще может потребоваться помощь или информация. Члены совета говорят о том, что есть некоторая проблема с формированием плана работы. Как выбрать из массы вопросов самые актуальные для обсуждения на заседаниях совета? Наши активисты уверены, что собрания членов совета не должны проходить «для галочки», они стремятся реально помочь департаменту образования, науки и молодежной политики. Огромное им за это спасибо! И удачи во втором и последующих годах работы!

ФОТО АВТОРА

 

СПРАВКА «УГ»: Порядок проведения независимой оценки качества работы государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении департамента образования, науки и молодежной политики Новгородской области, разработан на основании Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Постановления Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 года № 286 «О формировании независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги», Положения об областном общественном совете при  департаменте образования, науки и молодежной политики в Новгородской области. Независимая оценка эффективности деятельности образовательных учреждений, оказывающих социальные услуги населению, на основе изучения результатов общественного мнения направлена на то, чтобы обеспечить прозрачность управления сферой образования, науки и молодежной политики для населения, способствовать повышению качества государственного управления.

Светлана ПОТАПОВА.

«Учительская газета», №07 от 18 февраля 2014 года

#образование53

« Список записей

 

Панель управления сайтом

Имя пользователя:
Пароль: