Радио53 - Анатолий Осипов: Престиж профессии учителя

11.03.2014

Текстовая версия эфира радиошоу «Правила игры» на «Радио-53»: интервью с руководителем департамента образования Новгородской области Анатолием Осиповым.

Интервью: Престиж профессии учителя

Мы предлагаем вниманию читателей «Новгородского портала» текстовую версию очередного эфира радиошоу «Правила игры». Автор и ведущий нашего совместного проекта с «Радио-53» - главный редактор издания «Новгородский портал» Антоний Киш. Каждую неделю в студию «Правил игры» приходят люди, от решений которых зависит жизнь новгородцев. Чиновники и политики, общественники и деятели культуры - все они ответят на вопросы ведущего и слушателей «Радио-53»!

Эфир от 05.03.2014. В гостях – руководитель департамента образования, науки и молодежной политики Новгородской области Анатолий Осипов.

 - Сегодня я предлагаю основную тему эфира – престиж профессии учителя. Об этом вопросе всегда говорить непросто, как и о профессии врача – об этом, кстати, в прошлом эфире мы беседовали с главой Департамента здравоохранения Галиной Михайловой.

- Да, можно сказать, что это вечные темы, которые никогда не теряют своей актуальности.

- А я бы поспорил насчет словосочетания «вечные темы». Помню, с каким придыханием раньше говорилось слово «учитель» и замечаю, что сейчас это уважение постепенно уходит.

- Уверяю Вас – это не совсем так. У общественности действительно есть определенные вопросы к педагогам и организаторам учебной деятельности, но я считаю, что слово «учитель» и до сих пор звучит очень гордо.

- Скажите, каков сегодня средний возраст учителя в Новгородской области.

- Скажу точно: 46 лет. Много это или мало? Назову еще одну цифру, в нашем регионе работает 22% пенсионеров-педагогов. Это уважаемые учителя, которые отдали свою жизнь профессии, и мы гордимся, что они преподают в нашей системе. Однако определенное омоложение необходимо.

Хочу сказать, что сегодня наша задача создать ситуацию, когда в школу пойдут новые, молодые учителя. Тем более, что год 2013 нас очень порадовал, пришло 196 молодых педагогов, 60 из которых остались работать на селе.

- Когда педагог становится педагогом? После того, как учитель пришел в школу, ведь должно пройти какое-то время, чтобы он стал нормальным педагогом.

- Ну, термин «нормальный педагог» я бы вообще не стал употреблять. Другое дело, что становление любого учителя – это, в первую очередь, дело образовательного учреждения в которое он приходит. Действительно, у молодых профессионалов есть знания, но нет большого опыта практической работы. Наверное, должно пройти год, два, три, чтобы он стал настоящим педагогом, который уверен в себе и знает свое дело.

 

- Врачи говорят: врачом можно стать не меньше, чем через пять лет после окончания ВУЗа. На рабочем месте за начинающим медиком постоянно присматривают старшие коллеги…

- У нас эта цифра – от трех лет и больше. Как раз тот период, когда нужно «войти в профессию». Сегодня мы стремимся, чтобы молодежь выбирала педагогическую профессию, вливалась в наше образования, но надо учитывать, что к этой профессии нужно быть готовым морально. Нужно учить этих людей налаживать отношения с детьми, развивать коммуникативные навыки. Не каждому это дано.

- Как у нас становятся учителями? Сначала поступают в педагогический институт, а потом сразу идут в школу? Каков процент тех, кто после окончания ВУЗа не занимается педагогикой?

- Есть такие ребята. Я точно не назову сейчас процент, но нас это расстраивает. Впрочем, во всей стране проходит проект по модернизации системы образования, один из ключевых пунктов которого – повышение заработной платы учителей. Это должно привлечь молодых специалистов!  Остановить их отток в другие профессиональные сферы, особенно мужчин. Сегодня 92% наших учителей - женщины. И нам хотелось бы видеть больше представителей «сильного пола» в профессии.

- Ну, женщин в школе всегда было больше!

- Все-таки 92% - критичная цифра. И здесь нужно исправлять ситуацию.

- Исправлять нужно многое. Но начнем с главного. Какова на сегодня средняя зарплата педагога из Новгородской области. Есть ли возможность заработать?

- Сегодня средняя заработная плата в отрасли образования – 20 180 рублей. Если мы говорим о педагогах, то речь идет о сумме, превышающей 24 тысячи. В дошкольных учреждениях средняя заработная плата составляет где-то 23.5 тысяч рублей. Средняя же зарплата в сфере дополнительного образования - 19 тысяч рублей. Так что у нас получается, что заработную плату педагогических работников мы смогли вывести на уровень, превышающий средний по экономике. Однако сама сфера образования состоит не из одних только педагогов: и здесь заработные платы варьируются, конечно.

- Молодой учитель, наверное, получает меньше денег, чем опытный профессионал? Насколько существенна эта разница?

- Начнем с того, что по Закону «Об образовании» существует ответственность образовательных учреждений за механизмы формирования заработной платы. И молодой педагог, который не имеет стажа, действительно не может пройти аттестацию и получить более высокую квалификационную категорию.  Что мы сделали в связи с этой ситуацией? Мы рекомендовали образовательным учреждениям ввести доплату 5 тысяч рублей на первые два года работы профессионала. И заработная плата молодых педагогов у нас  сегодня приближается к 20 тысячам рублей. По-моему, это неплохие деньги для молодого человека.

- А работают ли доплаты за классное руководство, ведение группы продленного дня?

- Если говорить о доплатах за классное руководство, да – они существуют. Более того, у нас предусмотрены дополнительные средства в бюджете области на эту оплату. Что касается группы продленного дня, то это платная услуга, которую могут оказывать образовательные учреждения. И законодатель сегодня разрешает проводить такие действия. И стоимость этой услуги для родителей прямо влияет на уровень оплаты труда учителя.

- Бывает ли такое, что молодой специалист получает в школе классное руководство и продленку, а сам с этой нагрузкой не справляется? Ведь быть классным руководителем – не так-то просто!

- Уверяю Вас, что любой руководитель школы или гимназии прекрасно понимает свою ответственность. Он будет действовать с позиции повышения эффективности каждого педагога! И сегодня почти каждый молодой учитель имеет своего наставника, который помогает ему «войти в профессию».

- Я очень часто слышу от родителей – «зачем нам реформа образования?». Мол, и в Советском Союзе все мы хорошо учились. Насколько они правы? Хороша ли реформа для потребителей услуг?

- Я, наверное, соглашусь с родителями, но только отчасти. Зачем менять, если у нас и правда все было замечательно?

Но давайте посмотрим на время! Раньше у нас не было интернета, компьютеров, гаджетов, которые позволяют нам получать более оперативную информацию. Поэтому я все-таки не согласен с установкой на то, что менять не нужно вообще ничего.

Что на сегодняшний день делается министерством образования для развития образовательного пространства? Во-первых, вводятся общие образовательные стандарты! Они должны позволить ребенку обеспечить максимальные компетенции для того, чтобы он не потерялся в информационном потоке XXI века, чтобы умел находить и обрабатывать информацию. Это в очередной раз показывает, что все реформы направлены на то, чтобы школа соответствовала современности. А значит – соответствовали бы и ее ученики.

- Готовы ли к этому педагоги? К новой информации, технологиям, стандартам…

- Замечательный вопрос! Мы считаем, что главнейшая задача  - повышение квалификации педагогов. Как бы ни был высок педагогический потенциал, нужно понимать, что новые стандарты предполагают новое качество работы учителя.

 

- Все это действительно – составляющие престижа профессии и качества образования. Но я вам расскажу одну историю. Один мой друг работает учителем, географ и биолог. Все признают уровень его работы и профессионализм. На уроках – заслушаться можно! Сейчас он живет в однокомнатной квартире с женой, престарелой матерью и двумя детьми. Мужчина по-настоящему любит свою профессию, но… не понимает, как ему жить в таких условиях! Это только один из примеров. Получается – что педагоги не очень защищены социально?

- Сегодня люди многих профессий желали бы улучшить свои жилищные условия. Но давайте взглянем на систему образования. В прошлом году за счет областной программы мы 28 учителям предоставили возможность по улучшению жилищных условий. На это мы потратили 7.5 миллионов рублей. Они получили субсидии для того, чтобы приобрести жилье. Лучшие учителя могут бороться за 200 тысяч рублей – премию Президента. Каждый год такую премию у нас могут получить четыре учителя, и такие победители у нас тоже есть. Да, сегодня мы все в долгу перед учителем… и почему сегодня Президент запустил этот проект? Потому что именно педагог это тот человек, который трудится ради будущего. Человек, чьи вложения, сделанные сегодня, раскроются только лет через десять-пятнадцать реализованы самим ребенком. И мы в Новгородской области пытаемся сделать все, чтобы учителя почувствовали нашу заботу о них. Во-первых, мы выполнили все Указы Владимира Путина. Мы дополнительно направили средства на повышение заработной платы.

Но будем честными: педагог - не та профессия, куда люди приходят зарабатывать. Это все-таки призвание. Но задача государства состоит в том, чтобы эти люди жили по-настоящему комфортно.

- А я и не говорил о заработке. Я говорил о социальной защищенности и уверенности в завтрашнем дне. Это ведь разные вещи.

- Защищенность есть. Есть и уверенность. Мы сохранили все льготы, которые были у сельских учителей. Той же оплатой коммунальных услуг они активно пользуются и это существенная поддержка. Программы ипотечного кредитования для учителей тоже должны продолжатся. Это хорошая возможность для специалиста.

- Давайте вернемся к теме педагогического образования. Устраивает ли Вас уровень подготовки педагогов, например, в НовГУ?

- Ни одной претензии со стороны директоров по качеству подготовки ребят к нам не поступало. Ни одной жалобы! Я могу сказать, что к нам приходят хорошо подготовленные выпускники. И вообще, качество новгородского образования позволяет держать высокую планку по уровню Российской Федерации при сдаче ЕГЭ. Причем я могу с гордостью сказать, что у нас всегда ЕГЭ проходит очень качественно и без всяких фальсификации. Мы уже 10 лет проводим ЕГЭ и никогда не слышали о фальсификациях. Другое дело - когда мы проводим внутренние исследования качества образования, то понимаем, что определенные сложности с освоением некоторых стандартов все же существуют. Это наша профессиональная работа и мы всегда делаем соответствующий анализ, стараемся понять – чего не хватает педагогам для полной самореализации. Психологической ли помощи, новых методических материалов… Найти все компоненты для наиболее эффективной работы системы образования – это главная задача нашего Департамента и самих учителей.

- В свое время считалось: студенты, у которых не хватило способностей работать учителями-предметниками, шли работать учителями начальных классов. В связи с этим страдал и уровень начального образования. Учителя начальных классов как брак системы – так ли это? Ведь именно учителя начальных классов работают с неокрепшими умами, с подрастающим поколением!

- Стереотипы, которые живут в нашем обществе, не соответствуют реальности. Надо понять, что люди, которые пришли в профессию «не по призванию», очень быстро из нее уходят. Поработают год-два и понимают: это не мое. И сегодня у нас работают в начальных классах только те специалисты, которые пришли туда по зову сердца.

А теперь – о качестве. Закон устанавливает стандарты уровня дошкольного образования, и мы их активно вводим. Да и сам по себе стандарт по всей стране - одинаковый. Это как Макдоналдс. Придете  в Москве ли, в Новгороде ли – везде получите одинаковый вкус, цвет, ингредиенты.

Эта система предполагает, что учитель выведет каждого ребенка на тот уровень знаний, который прописан в стандарте, это контролирует само учебной заведение.

И я бы обратил внимание на службы психолого-педагогической поддержки учителя, службы повышения его квалификации и т.д. Да, сегодня нам нужно очень активно работать над ними – учителю нужно помогать раскрыть его возможности, упростить момент становления. К сожалению, сегодня учитель выполняет очень много рутинной работы. Это и электронные дневники, и планирование различное…

 

- Зато те же электронные дневники очень упростили жизнь родителей!

- Да, это так. Мы тяжело запускали проект, но он уже оправдывает себя. И тут хотелось бы обратиться к родителю. Если ему кажется, что ребенок перегружен или устает, то нужно не побояться и поговорить с педагогом. Обсуждайте открыто вопросы, которые связаны с нагрузкой. Это ведь очень актуальная тема. Родители считают, что детей сильно нагружают. В то же время, жизнь сегодня ставит перед нами вопросы, которые нужно решать в интенсивном режиме… И ко взрослой жизни ребенку нужно готовиться очень и очень серьезно.

- Жалко ребенка! Детство-то проходит!

- Я думаю, что у каждого маленького новгородца есть свое детство. Этому помогают и те летние лагеря, которые мы организуем в летнее время. И, конечно, личная инициатива ребенка и его родителя.

Ведь поведение родителей в этом вопросе очень важно: взять ребенка на прогулку, отвести его в спортивный зал… или освободить себя от этой задачи? Здесь я хочу сказать, что родительская позиция очень важна и для нас, и для детей. Взаимодействия школы и родителей должно быть более тесным.

- Мы сегодня много говорили о гаджетах. Не секрет, что многие родители и дети ждут, когда на смену тяжелому портфелю, набитому учебниками, придут электронные книги или планшеты…

- Ряд субъектов уже реализует проект с использованием планшетов, в которые закачаны все учебники. Некоторые области пошли дальше: там в школу не нужно носить даже планшет – он есть у ребенка дома, есть и в классе. Но мне думается, что здесь мы должны активно поработать с физиологами, с Роспотребнадзором. Нет ли тут рисков, опасных последствий.

Конечно, есть и определенные сложности. Я и сам, когда смотрю на первоклашек, которые несут громадные портфели, переживаю за них. Но это можно решить, например, если завести в школе второй комплект учебников – тоже удобная система.

- В общем, вопрос спорный?

- Да. Главное, что наука нам не дала четкого ответа о том, можно ли заменить бумажные учебники на электронные без риска для здоровья для ребенка.

- Спасибо Вам большое за беседу! С вами была программа «Правила игры», совместный проект «Радио-53» и издания «Новгородский портал», встретимся с нашими радиослушателями и читателями через неделю.

#образование53

« Список записей

 

Панель управления сайтом

Имя пользователя:
Пароль: